Проверьте зрение за 5 минут, не отходя от компьютера →
Поделиться  →

МИОПИЯ И ГИГИЕНА ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Уже Кон (1877) и Ф. Ф. Эрисман (1870) отметили, что в развитии школьной миопии огромную роль играет недостаточная освещенность рабочего места школьников.

Многие исследователи показали, что число близоруких школьников снижается при улучшении естественного и искусственного освещения школьных помещении (Б. В. Матвеев, 1958; Мильруд, 1918, и др.) (табл. 6).

Таких примеров влияния освещенности на развитие близорукости учащихся в отечественной и зарубежной офтальмологической литературе со второй половины XIX столетия и до настоящего времени приведено очень много. Недостаточную освещенность при напряженной зрительной работе следует считать одним из основных неблагоприятных факторов внешней среды, способствующих развитию и прогрессированию осевой миопии.

Гигиенические нормы естественной и искусственной освещенности рабочих мест школьников

Естественная освещенность рабочих мест в учебных классах не может быть одинаковой, ибо в третьем от светонесущей стены ряду парт она значительно ниже, чем в первом. Согласно существующим нормам, освещенность в наиболее темных участках класса должна быть не меньше 1,25% одновременной освещенности снаружи (под открытым небом) от рассеянного света небосвода.

Кроме величины световых проемов, на естественную освещенность рабочих мест школьников влияет качество оконных стекол. Здесь имеют значение и коэффициент пропускания света (прозрачность) и загрязнение стекол. Коэффициент пропускания света в оконных стеклах должен быть не ниже 85%, а допустимая загрязненность при поглощении не больше 10% света.

Еще большее значение для величины коэффициента естественной освещенности имеет окраска окон, потолков и стен классных помещений. (Естественная освещенность в классе зависит и от прямого света (из окон), и от отраженного от потолка, стен и т. д. Удельный вес последнего весьма велик, поэтому качеству отражающих свет поверхностей в классе следует уделять большое внимание.) Достаточно указать, что окраска в белый цвет переплетов и откосов окон и подоконников может увеличить освещенность на 5–10%, потолка и верхней части стен в белый, а панелей в светлый тон — на 20–40%.

Таблица 6. Зависимость между состоянием освещенности и процентом близоруких учащихся

Годы

Освещенность в классах (в люксах)

Процент близоруких

1951

38

27

1953

43

17,8

1955

61

15,3

Окраска панелей должна производиться с таким расчетом, чтобы их цветные тона были слабо насыщенными и возможно более светлыми. Наиболее подходящими с физиологической точки зрения должен быть светло-желтый или светло-зеленый цвет. Весьма важно, чтобы окраска панелей масляными красками была не глянцевой, неблагоприятно влияющей на продуктивность зрения, а матовой.

В светлые тона надо окрашивать и школьную мебель, особенно крышки парт и столов.

Что касается искусственной освещенности, то по действующим правилам (Нормы искусственного освещения Госстроя СССР, 14/1 1958 г.) на партах и классных досках она должна быть не менее 150 лк (при освещении лампами накаливания) и не менее 300 лк (при люминесцентном освещении).

«Для создания в стандартном классе (50 м2) освещенности в 150 лк необходимо установить 6 осветительных точек с „молочными шарами” 35 мм диаметром и с лампами по 300 вт в каждой» (Методические указания по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения. Министерство здравоохранения. СССР, 1958.)

Не менее важно, чтобы освещенность рабочего места школьника была хорошей и в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы местное освещение было обеспечено настольной лампой не менее 60 вт с абажуром. Лампа должна стоять на столе с левой стороны, для того чтобы тень от правой руки не падала на написанное на бумаге.

В каждом классе для поддержания освещенности рабочих мест на должном уровне необходимо систематически проводить простые, но важные мероприятия:

  1. своевременно включать искусственное освещение как в первую, так и во вторую смену занятий, особенно в пасмурные дни и в осенне-зимний период;
  2. регулярно протирать оконные стекла, особенно с наружной стороны;
  3. не ставить на подоконники высокие цветы;
  4. не замазывать белой краской нижние части окон (стекла);
  5. следить за соблюдением правильного размещения парт в классах. Первый ряд должен находиться на 0,5 м от стены с окнами, ширина прохода между остальными рядами парт должна быть равна 0,7 м;
  6. немедленно заменять перегоревшие электролампы новыми той же мощности.

Значение рациональной мебели и правильной посадки при чтении и письме

Зрительное утомление, вызванное неблагоприятными условиями при чтении и письме, благоприятствует развитию осевой миопии. Такое зрительное утомление часто вызывается чрезмерным приближением текстов книги или письма к глазам. Это может приводить к спазмам аккомодации и конвергенции и нарушению нормальных соотношений между ними. Неправильная посадка школьников способствует образованию спазма аккомодации и конвергенции.

Чрезмерное приближение глаз к тексту может быть вызвано разными причинами. Основными из них являются недостаточная острота зрения при аномалиях рефракции, недостаточная освещенность или плохое оформление книги (плохая серая бумага, нечеткий шрифт, слишком большая длина строк и т. д.), а также приобретенная с самого начала обучения дурная привычка сильно наклоняться над книгой и тетрадью.

Однако значительное приближение глаз к книге, связанное с опусканием вниз головы, бывает также из-за утомления шейных и спинных мышц. При правильной посадке тяжесть головы действует главным образом на позвоночник, опирающийся на спинку парты. При неправильной посадке тяжесть головы является источником излишнего напряжения шейных и спинных мышц.

Для устранения привычки приближать глаза к тексту, сильно наклоняя при этом голову, имеется два одинаково необходимые пути: использование только рациональной школьной мебели и непрерывное педагогическое воздействие на детей.

Как в классных помещениях, так и в домашних условиях дети все время должны быть под контролем старших в отношении правильности их посадки при чтении и письме, ибо укрепившаяся привычка сильно наклонять голову может остаться на всю жизнь, не взирая на совершенную школьную мебель.

Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать правильную посадку детей, но побуждать к ней. Это возможно только при хорошем соответствии ее размеров росту ученика. Основная задача при конструировании парты — обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия. Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), то положение туловища устойчиво, а мышечные усилия минимальны. В таких условиях легче и голову держать прямо, и меньше устают мышцы спины. Поэтому при наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать с сильным наклоном туловища и головы.

Для достижения этой цели размеры парт и их отдельных деталей должны соответствовать росту учащихся. В настоящее время выпускаются парты 12 размеров, рассчитанные на ростовые группы детей от 110–119 до 170— 179 см.

Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). (Расстояние от заднего края крышки парты до сиденья (по вертикали).) Эта особенность парт важна, так как она принуждает учеников сидеть прямо.

Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция — это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. На рис. 150 эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.

Рис. 150. Размер стандартных парт от № VI до XI.

А — горизонтальная доска крышки парты; Б—В — наклонная доска (Б — неподвижная часть, В — поднимающаяся часть); Е — боковые стойки; Ж — полозья-бруски; Г — спинка скамьи: по профилю и высоте она соответствует поясничному изгибу позвоночника. На нее ученик переносит часть тяжести туловища при опоре. Д — сиденье скамьи: форма сиденья соответствует форме бедра. Это способствует более устойчивой посадке ученика. ЦТ — центр тяжести; ТО — точка опоры.

При несоблюдении этих размеров (особенно при нулевой или положительной дистанции) и несоответствии высоты парты росту школьника при занятиях положение центра тяжести тела изменяется. Это приводит к излишним мышечным усилиям и общему утомлению. В свою очередь это обычно обусловливает чрезмерное приближение глаз к тексту и предрасполагает к образованию удлиненной формы глаз, т. е. к осевой вторичной миопии.

Правильная рассадка детей по партам должна проводиться ежегодно в соответствии с их ростом. (По А. Ф . Листову, номер парты можно определить, если из двух первых чисел роста вычесть цифру 5. Например, при росте 163 см номер парты 11, при росте 135 см номер парты 8 и т. д.)

Рис. 151. Правильная посадка школьника при чтении и письме.

Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки (рис. 151 а и б):

  1. сидеть прямо, голову весьма немного наклонить вперед;
  2. опираться спиной на спинку парты;
  3. туловище, голову, плечи держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево. От груди до края парты должно быть расстояние на ширину ладони;
  4. ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или несколько большим углом (100–110°).

Весьма важно то, что крышка учебных парт расположена слегка наклонно (12–15°). Этот наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют рассматривать отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища, если читать книгу, расположенную на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами либо складного типа (рис. 152), либо постоянными (рис. 153).

Рис. 152. Складной пюпитр для школьников.

Рис. 153. Постоянный настольный пюпитр для школьников.

Большое значение имеет также положение тетради во время письма. Это зависит от того, каково направление почерка. Старый спорный вопрос о косом или прямом почерке не решен до сих пор (см. об этом ниже). При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника.

При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз.

В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.

А. И. ДАШЕВСКИЙ

Посвящается моему деду, доктору Фролову В.М. (1939-2014) Не пользуйтесь материалами сайта без консультации специалиста!