Проверьте зрение за 5 минут, не отходя от компьютера →
Поделиться  →

ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ МИОПИИ ИЛИ ЕЕ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Предупреждение развития осевой миопии у школьников — реальная задача. Авторы неоморганистских гипотез происхождения миопии, полагая появление миопии фатальным, считают возможной профилактику лишь ее осложнений при прогрессировании путем мероприятий, направленных преимущественно на общее укрепление организма. Мероприятия, направленные на устранение внешних неблагоприятных факторов, ими почти никогда и не упоминаются.

Поскольку, по их мнению, миопия может возникнуть только лишь у индивидуумов с наследственным предрасположением, а у свободных от него она не может развиться, влияние внешней среды приобретает подчиненное значение. Поэтому все профилактические мероприятия авторов этих гипотез направляются исключительно на индивидуум, а не на среду, в которой он обитает, трудится, опосредует ее влияния, отражает все положительные и отрицательные факторы.

Между тем жизненная практика говорит о необходимости, помимо укрепления организма подрастающего поколения, также улучшать условия его внешней среды. Вся практика советского здравоохранения в течение всех лет его существования доказала возможность успешного осуществления этих задач. Как показывают приведенные выше данные о распространении миопии среди школьников, смена социального строя в результате Великой Октябрьской социалистической революции, широкие профилактические мероприятия по гигиене школьного обучения дали превосходные результаты. Даже после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., когда школьная близорукость снова приобрела широкое распространение, как одно из санитарных последствий войны, правильное построение профилактических мероприятий привело в ряде мест к снижению числа близоруких детей в школах.

Например, в группе школ, обслуживающих детей железнодорожников Приднепровской железной дороги (Днепропетровск), проводилась профилактическая работа. После поголовного обследования (Б. В. Матвеев, 1959) было установлено, что в этих школах в 1952 г. имелось 13,6% близоруких. Неблагоприятные условия естественного и искусственного освещения были изменены в сторону повышения до требуемых гигиенических норм. Результаты сказались довольно скоро. В 1956 г. в этих же школах близоруких вдвое (6,8%), в 1958 г. — втрое (4,6%), а в 1959 г. — вчетверо (3,3%) меньше, чем в 1952 г.

По данным М. Я. Рабиль (1959), в Барнауле в старых неблагоустроенных школах близоруких детей много, а в новых типовых школах с хорошей освещенностью и стандартной мебелью их значительно меньше, например р 22-й школе Барнаула всего 1,5% близоруких.

Указанный выше пример положительного опыта борьбы со школьной миопией в Днепропетровске показывает, что профилактика прогрессирующей близорукости у школьников является вполне доступной. Две цели являются основными: а) пресечь распространение миопии среди подрастающего поколения путем профилактики ее возникновения; б) недопустить прогрессирования миопии у школьников, если она уже имеется.

Достижение этих целей должно привести к ликвидации в школах вторичной, осевой, т. е. прогрессирующей миопии.

Как показал практический опыт Днепропетровской глазной клиники, достижение указанных целей возможно с помощью принятого в советском здравоохранении диспансерного метода. Осуществление диспансеризации учащихся в отношении миопии должно проводиться в виде применения комплекса мер индивидуальной и массовой профилактики.

Диспансерная деятельность включает мероприятия:

  1. в отношении общего состояния организма;
  2. в отношении режима труда школьников;
  3. в отношении улучшения условий внешней среды.

Мероприятия по предупреждению развития миопии у школьников

Большинство мероприятий индивидуальной профилактики миопии или ее прогрессирования должно идти в направлении улучшения режима и условий труда и отдыха учащихся.

Прежде всего необходимо рациональное сочетание времени, отводимого для труда (учебы) и отдыха детей, в особенности на свежем воздухе. Что это имеет немаловажное значение, показывают работы А. Н. Николаева (1956) и Р. Я. Алексиковой (1956). Эти авторы произвели детальное обследование зрения школьников и условий внешней среды с учетом зрительной нагрузки в школе (расписание занятий), хронометража домашнего режима, времени, затраченного на прогулки, спорт, чтение и т. д.

Существенное значение имеют их выводы, относящиеся к режиму труда и отдыха учащихся:

  1. Среди занимающихся во вторую смену близоруких больше, чем среди учащихся первой смены.
  2. Близоруких больше в тех школах, где в расписании занятий больше существенных в гигиеническом отношении недостатков.
  3. Среди сельских школьников близоруких меньше, чем в Ленинграде, прогулкам сельские школьники уделяют 65%, а ленинградские — только 27% своего времени. Сельские школьники уделяют сну больше времени, чем ленинградские.

Таким образом, правильное распределение работы и отдыха в течение дня, ликвидация вторых смен, отведение достаточного времени для прогулок и спорта, для нормального сна — все это имеет большое значение для создания оптимальных условий работы органа зрения школьников, благотворно влияет на организм и является мерами профилактики миопии.

Кроме этих мероприятий общего порядка, следует помнить о правильной посадке школьников, о роли правильной конструкции школьных парт, о необходимости рассаживания по росту, соответственно номерам стандартных парт, и внимании родителей к рабочему месту школьников в домашних условиях и его правильному освещению. Обучение правильной посадке школьников при чтении и письме должно с одинаковой настойчивостью проводиться и в школе, и дома.

Не менее важное значение имеет то расстояние, на котором школьники должны держать книгу и тетрадь от своих глаз. Соблюдение правильной посадки и рационального расстояния (25–33 см в зависимости от роста школьников) во многом содействует сохранению или восстановлению упомянутого выше соотношения аккомодации и конвергенции.

Нельзя недооценивать значения светового фактора, расчета кубатуры классов и т. д. При строительстве новых школ необходимо руководствоваться разработанными стандартами (см. выше). Необходимо добиваться их осуществления и в старых школах. Не менее важно, чтобы такие гигиенические нормы соблюдались и в домашних условиях. Необходима широкая популяризация среди школьников и их родителей гигиенических норм домашнего режима учащихся. Для этого офтальмологи и школьные врачи должны, проводить широкую просветительную работу.

Предупреждение прогрессирования осевой миопии у школьников

Так как у всех близоруких школьников при миопии выше 2 D имеется осевая, т. е. прогрессирующая, ее форма, все они должны быть взяты на диспансерный учет и находиться под постоянным наблюдением. При диспансерном наблюдении необходимым всегда является решение вопроса о том, имеется ли в каждом данном глазу прогрессирование или тенденция к прогрессированию. Первое решается на основании повторных исследований рефракции через каждые 3–6 месяцев, второе — специальными методами исследования, описанными в разделе «Оптическая система и рефракция глаза». Для осуществления этого предложены два метода: Е. И. Кузиной (1958), В. Е. Шевалева (1950).

Для амбулаторной практики более доступен метод Е. И. Кузиной (цит. по А. И. Дашевскому, 1959), с помощью которого можно обнаружить методом квантитативной кампиметрии функциональные признаки изменений в сетчатке в связи с растяжением заднего полушария глаза, а также микроскотомы в случаях скрытого начала центрального миопического хориорети-нита, даже при высокой еще остроте зрения.

Кроме того, необходимо исследовать соотношение аккомодации и конвергенции при зрении вдаль и на близком расстоянии. Это соотношение при прогрессировании миопии нарушается, что в конце концов приводит к расстройствам бинокулярного зрения, столь характерным для высокой и даже средней степени миопии.

Показатель соотношения аккомодации и конвергенции можно обозначать в виде дроби A/K, где A означает объем аккомодации в диоптриях при максимальном ее напряжении, а K — максимальную конвергенцию, выраженную в метроуглах. В норме он должен быть равен единице.

Иногда, впрочем, этот показатель может оказаться нормальным при имеющейся патологии.

Для выявления этой патологии надо исследовать объем аккомодации по методу А. И. Дашевского (1939), вызывая ее напряжение приставлением к глазу вогнутых стекол. Далеко не все близорукие могут с помощью аккомодации преодолеть отрицательные линзы, т. е. видеть десятую строчку таблицы Сивцева (1,0), которые соответствуют норме их возрастной аккомодации.

Точно так же при недостаточности конвергенции многие близорукие не могут преодолеть действия сильных призм, приставленных к глазам основанием к вискам.

В тех же случаях, когда исследуемые преодолевают действие таких вогнутых линз (в пределах возрастной нормы) и призм, может оказаться, что устойчивость аккомодации и конвергенции недостаточна. (Исследуемый не может с максимальными (для него) вогнутыми линзами видеть десятую строчку в течение 5 минут, а с призмами — не получать двоения фиксируемой обоими глазами лампы.)

Эти исследования важны потому, что они могут оказать помощь в выявлении прогрессирующей миопии.

Известно, что при высокой миопии исчезает бинокулярное зрение и возникает либо одновременное, либо, чаще всего, монокулярное зрение.

Итак, особенно важным следует считать следующее:

  1. установление того, носит ли данная миопия прогрессирующий характер и какой именно (для глаз, в которых коррекция не дает повышения остроты зрения до нормы и отсутствуют изменения на глазном дне, надо выявить скрытые, но нарастающие патологические изменения в центральной части сетчатки);
  2. составление индивидуального плана лечения и профилактических мероприятий.

При прогрессирующей миопии должно проводиться следующее лечение:

  1. общее — с целью мобилизации сил организма на улучшение обмена веществ в глазах;
  2. местное — по установленным клиническим правилам в зависимости от клиники случая;
  3. ортоптическое, имеющее и лечебное, и профилактическое значение.

Основное направление ортоптического лечения — сохранение или восстановление нормального взаимоотношения между аккомодацией и конвергенцией.

Основной организационной формой борьбы с прогрессирующей миопией является диспансерный метод, сочетающий индивидуальную и массовую профилактику.

Организационные формы массовой профилактики школьной миопии

Мероприятия для профилактики школьной близорукости должны быть массовыми и проводиться органами здравоохранения и просвещения совместно.

В каждой области, в каждом городе или районе работу по организации массовой профилактики школьной близорукости следует проводить следующим образом.

Организационный период

Областные (а затем городские и районные) отделы здравоохранения и просвещения издают совместный приказ об организации массовой профилактики школьной близорукости. Организуют работу и руководят ею на основе этих приказов областные, городские и районные окулисты. (В сельских районах районные окулисты проводят работу совместно с районным педиатром. Если в районе окулиста нет, работой руководит районный педиатр с помощью окулиста из областного центра.)

Первый этап

(обычно начинается в сентябре или январе). Школьные врачи или педагоги с помощью таблиц, в которых напечатана только одна строка букв, соответствующих нормальной остроте зрения (1,0), исследуют в своих классах зрение школьников и составляют два списка: список № 1 — школьников с нормальным зрением (читающих таблицу); список № 2 — школьников с пониженным зрением (не читающих таблицу).

Списки передаются школьному врачу.

Второй этап

Окулист, прикрепленный к данной школе, осматривает детей по списку № 2. При этом:

  1. часть школьников вносится в список № 1, ибо их зрение ошибочно определено педагогами как пониженное;
  2. все школьники с близорукостью до 2 D оставляются в списке № 2. Рецепты на очки для них передаются родителям через школьного врача или педагога;
  3. все школьники с близорукостью выше 2D вносятся в список № 3 и берутся на диспансерный учет. Им также выписываются рецепты на очки и даются приглашения (на имя родителей) в глазной кабинет поликлиники для диспансеризации;
  4. все школьники с понижением зрения от прочих причин (кроме близорукости) получают врачебный совет или направление в глазной кабинет для оказания лечебной помощи.

Третий этап

Школьный врач собирает данные, необходимые для вычисления коэффициента естественной освещенности рабочих мест школьников в каждом классе, вычисляет его, затем определяет освещенность в классе при искусственном освещении, после чего составляет световую характеристику всех классов школы.

(Если школьных врачей нет, их заменяют врачи, прикрепленные к данным школам.)

В организационном периоде в работе участвуют школьные врачи, окулисты и педагоги.

Школьные врачи

1. Получив инструктаж районного окулиста, организуют первичное исследование остроты зрения школьников силами педагогов для выявления всех школьников с остротой зрения ниже 1,0.

2. Оказывают содействие окулисту в организации осмотра школьников с пониженным зрением.

3. Получив от окулиста рецепты на очки, выписанные для близоруких школьников,

  • передают их родителям школьников непосредственно или через педагогов, проводят беседы о необходимости постоянного ношения очков;
  • обеспечивают контроль педагогов за приобретением и постоянным ношением очков.
  • направляют в глазной кабинет всех близоруких школьников, взятых на диспансерный учет, составив для этого с окулистом и классными руководителями календарный план.

4. У школьного врача должны быть следующие списки (по классам):

№ 1 — школьники с нормальной остротой зрения;

№ 2 — школьники с близорукостью до 2 D,

№ 3 — школьники с близорукостью выше 2 D.

5. Школьный врач обязан произвести оценку естественной и искусственной освещенности во всех классах школы по специальной методике.

Врачи-окулисты

  1. Инструктируют школьных врачей о проведении всех трех этапов организационного периода и контролируют их работу.
  2. Осматривают в школах учащихся с пониженным зрением, подбирают очки всем близоруким школьникам, выделяют школьников со средней и высокой степенью близорукости для диспансеризации, оказывают врачебную помощь школьникам, у которых выявлено пониженное зрение не от близорукости.
  3. Проводят санитарно-просветительную работу: лекции для учителей, для школьников и их родителей.

Педагоги

  1. Проводят массовый первичный осмотр для выявления детей с пониженным зрением.
  2. Содействуют врачам в их работе по осмотру школьников.
  3. Осуществляют контроль за приобретением школьниками очков и их ношением.
  4. Оказывают помощь школьному врачу в оценке естественной и искусственной освещенности классов.

Второй период — длительной систематической работы по предупреждению развития близорукости у школьников и ее прогрессирования у близоруких школьников

Школьные врачи

  1. Ежегодно в начале сентября осматривают всех школьников по списку № 1 и, если будут выявлены учащиеся с понижением зрения, направляют к окулисту, с последующим внесением в списки № 2 или № 3.
  2. Один раз в год направляют к окулисту школьников, значащихся в списке № 2.
  3. Систематически контролируют сами и через педагогов постоянное ношение очков школьниками.
  4. В каждом классе совместно с педагогами рассаживают близоруких школьников в самых светлых местах (в первом ряду от окон и против окон). Кроме того, всех учеников с нормальным зрением каждую учебную четверть пересаживают с первого от окон ряда парт во второй, потом в третий и т. д.
  5. Составляют под контролем окулиста план улучшения гигиенических условий работы школьников, особенно естественного и искусственного освещения и соответствия парт росту учащихся, и добиваются его осуществления во время каждого летнего ремонта школ.
  6. Ежегодно систематически проводят с педагогами беседы о роли прямой посадки школьников при чтении и письме и о важности соответствия размеров парт росту школьников.
  7. Читают лекции школьникам и их родителям о предупреждении близорукости или ее прогрессирования с обращением особого внимания на улучшение режима труда и отдыха учащихся в домашних условиях.
  8. Ежегодно под руководством окулиста составляют обзор состояния работы по профилактике близорукости по данной школе.

Врачи-окулисты

  1. Ведут работу по профилактике близорукости в прикрепленных к ним школах, посещая их, контролируя работу школьного врача по этому разделу, проводя санитарно-просветительную работу.
  2. Ежегодно осматривают школьников по списку № 2. присылаемых школьным врачом.
  3. Два раза в год осматривают школьников по списку № 3, подвергая их общему исследованию и лечению по показаниям.
  4. Через органы здравоохранения и просвещения контролируют выполнение школами требований школьных врачей по улучшению гигиенических условий в классах.

Педагоги

  1. Обращают весьма серьезное внимание на правильность посадки школьников при чтении и письме (особенно в младших классах), и при выработке почерка.
  2. Следят за постоянным ношением очков.
  3. Содействуют школьному врачу и окулисту в осуществлении диспансеризации близоруких школьников.
  4. При рассадке школьников и ее чередовании выполняют указания школьного врача и окулиста.

Областной окулист должен каждый учебный год составлять сводный обзор динамики школьной близорукости для совместного обсуждения областными отделами здравоохранения и просвещения.

А. И. ДАШЕВСКИЙ

Посвящается моему деду, доктору Фролову В.М. (1939-2014) Не пользуйтесь материалами сайта без консультации специалиста!