Проверьте зрение за 5 минут, не отходя от компьютера →
Поделиться  →

СЛЕПОТА И ТРУДОВОЕ УСТРОЙСТВО СЛЕПЫХ

Понятие о слепоте

Под слепотой следует понимать полное отсутствие зрительной функции в обоих глазах. При этом отсутствует способность не только воспринимать форму и цвета предметов, общие их очертания, но и даже ощущать свет, отличать светлое от темного. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно 0. От описанной выше слепоты, которую называют полной, абсолютной, или медицинской, следует отличать резкое понижение функциональной способности зрительного анализатора до уровня, не дающего возможности выполнять работы в большинстве профессий, а в ряде случаев и ограничивающего возможность передвижения и обслуживания самого себя. Такую слепоту называют гражданской, частичной, неполной, практической слепотой. При наличии зрения от светоощущения до 0,04 на лучшем глазу, в том числе и с переносимой коррекцией обычными средствами (очки), обладателя его следует относить к слепым, а его зрение именовать остаточным. В разных странах критерии для определения гражданской слепоты различны.

Количество слепых во всем мире достаточно велико. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, во всем мире насчитывается более 6 млн. слепых (Бюллетень ВОЗ, 1953). Однако вследствие отсутствия одинаковых критериев определения слепоты и полных сведений о количестве слепых эти данные вряд ли можно считать достаточно точными.

В Советском Союзе в связи с улучшением материального положения трудящихся, повышением культурного уровня населения и проведением системы лечебно-профилактических мероприятий количество слепых по сравнению с количеством их в дореволюционной России снизилось более чем в 20 раз. Уменьшение числа случаев утраты зрения особенно отмечается среди детей и молодежи.

Проводимые в нашей стране мероприятия в целях ограничения и ликвидации заразных болезней, общедоступность для населения лечебной помощи, осуществление системы мероприятий по охране зрения и предупреждению слепоты способствовали значительному снижению случаев утраты зрения и изменению причин слепоты. В течение уже многих лет в нашей стране почти не встречается случаев утраты зрения вследствие оспы, трахомы, тифов, венерических заболеваний. В связи с применением антибиотиков резко снизилось количество случаев слепоты вследствие менингита, кори, дифтерии и других заразных детских болезней.

Значительное место среди причин слепоты в военное время занимали травмы органа зрения.

Контингент слепых по своему составу весьма разнороден. Они различаются по степени утраты зрения, по этиологии слепоты, по возрасту, по наличию разнообразных нарушений деятельности центральной нервной системы и общему состоянию здоровья.

Людей с абсолютной слепотой в обоих глазах относительно меньше, чем слепых с остаточным зрением. Наличие остаточного зрения имеет большое значение для выработки у них пространственных представлений и ориентировки в окружающем пространстве.

По этиологии слепота разделяется на врожденную слепоту, возникшую вследствие внутриутробных повреждений или различных аномалий внутриутробного развития плода, и приобретенную слепоту различного происхождения.

К приобретенной слепоте относят следующие формы:

  1. слепоту, обусловленную различными заболеваниями глаз или структурными аномалиями развития периферических отделов органа зрения;
  2. слепоту, обусловленную общими заболеваниями центральной нервной системы (менингит, энцефалит и др.);
  3. слепоту, возникшую вследствие общих заболеваний (грипп и др.) или отравлений;
  4. травматическую слепоту, связанную с повреждением органа зрения (зрительных рецепторов, зрительных проводящих путей или центральных концов зрительного анализатора);
  5. слепоту, осложненную тяжелыми повреждениями разных органов (рук, ног, головы, лица и др.).

При оценке трудовых возможностей слепых необходимо учитывать этиологию слепоты и различные ее последствия для формирования приемов и способов компенсации.

Процессы и пути компенсации слепоты

Слепота обусловливает функциональные изменения деятельности центральной нервной системы, что нельзя не учитывать при оценке трудоспособности и трудовом устройстве ослепших.

Исследованиями советских авторов показано, что утрата зрения связана с серьезными нейродинамическими изменениями всей анализаторной деятельности. Эти изменения обусловлены, с одной стороны, выключением зрительной рецепции, имеющей столь важное значение для деятельности человека. Утрата зрения вызывает нарушения, сложившиеся в индивидуальной жизни систем динамических связей. Показано, что у ослепших обедняется афферентация коры; изменяется состав и структура ориентировочной реакции; складываются несколько иные отношения между корой и подкоркой, наблюдаются сдвиги в вегетативных реакциях (А. М. Зимкина, 1956, 1957, 1958).

С другой стороны, в связи с утратой зрительной афферентации возникают и развиваются всевозможного рода перестройки и замещения в аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий мозга за счет использования резервной афферентации со слухового, кожного, двигательного и других анализаторов для преодоления нарушений, обусловленных выключением зрения.

В связи с этим возникает необходимость: а) обеспечить разностороннюю афферентацию за счет мобилизации резервных источников сигнализации, которые при наличии зрения мало или совсем не использовались;

б) расширить и обогатить афферентацию за счет широкого использования прежнего опыта человека, сложившегося до потери зрения;

в) обеспечить содружественную деятельность сохранившихся анализаторов в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями внешней и внутренней среды.

Перестройка осуществляется на основе образования новых динамических систем внутри анализаторных и межанализаторных связей в зависимости от содержания и условий деятельности человека.

В соответствии с современными взглядами, базирующимися на рефлекторной теории И. М. Сеченова и И. П. Павлова, компенсацию при нарушении функций центральной нервной системы рассматривают как сложный нейродинамический процесс, в котором огромную роль играют афферентные системы и системы обратной связи. Первые обеспечивают при помощи центростремительных нервных путей сигнализацию в кору, вторые — воздействие коры на работу рецепторов.

Своеобразие компенсации у человека заключается в том, что она реализуется в процессе целенаправленной деятельности. В зависимости от содержания последней формируются разнообразные приемы и способы активного воздействия на окружающую действительность. Общественно-трудовая деятельность человека является основным условием и ведущим фактором развития процессов компенсации. Огромную роль в компенсации играет способность человека к научению через посредство речи. Систематическое обучение со значительным включением речевого компонента способствует развитию процессов компенсации и формированию личности человека.

На основе исследований процесса компенсации у слепых выяснено, что при утрате зрения различного рода перестройки и замещения носят функциональный характер и протекают одновременно по разным каналам. Чтобы выяснить, по каким путям осуществляется развитие компенсации у слепых при обучении, каковы у них специфические особенности познавательной деятельности, были проведены специальные психолого-педагогические наблюдения 220 слепых и лабораторные исследования 43 слепых. При этом использовались аудиометрия, электромиография, электроэнцефалография (М. И. Земцова, 1956).

Проведенные исследования показали, что процесс компенсации при отсутствии зрения осуществляется не столько за счет развития элементарного анализа и синтеза в слуховом, кожном и двигательном анализаторах, сколько за счет формирования в процессе обучения и практической деятельности сложных динамических систем межанализаторных связей. Особую роль в этом процессе у ослепших играют зрительно-кинестезические связи. Значение зрительно-кинестезических связей для ориентировки при выполнении ослепшими разных видов деятельности подтверждается объективной регистрацией движений их глаз с одновременной регистрацией токов действия мышц ощупывающей предметы руки.

Проведенные нами исследования показали, что при любой деятельности ослепших, например при осязательном чтении рельефного шрифта Брайля, при знакомстве с рельефным рисунком при помощи осязания, при письме по Брайлю, рисовании, ощупывании предметов, одновременно с движениями рук синхронно регистрируются движения глаз. При этом движения глаз особенно выражены на окулограмме в начале и в конце выполнения той или иной задачи. Окулограмма ослепших по своей характеристике мало отличается от окулограммы зрячих при выполнении ими тех же заданий. Сохраняется одинаковая зависимость между движениями рук и глаз при выполнении одинаковой задачи.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что зрительно-кинестези-ческие связи, сложившиеся в индивидуальном развитии условнорефлекторно, длительно сохраняются и воспроизводятся в процессе деятельности ослепших, подкрепляясь ассоциативным путем. Эти связи составляют необходимый компонент их ориентировки.

Прочность и стойкость зрительно-кинестезических ассоциативных связей зависит от содержания и условий трудовой деятельности ослепших, от того, какую роль зрительный анализатор играл до потери зрения; от возраста, в котором утрачено зрение; от давности утраты зрения; от состояния центральной нервной системы и всего организма.

Зрительно-кинестезические связи могут распадаться и замещаться новыми связями. При этом следы зрительных впечатлений вследствие некоторой инертности нервных процессов стираются не сразу: сначала распадаются зрительные представления о цвете, позднее — о форме предметов. Исчезнувшие зрительные образы иногда снова всплывают при затруднениях ослепших в ориентировке.

Перестройку нейродинамических процессов при утрате зрения подтверждают некоторые данные об электрической активности коры больших полушарий мозга у ослепших. В 3 опытах М. И. Земцовой и Л. А. Новиковой обнаружено, что у 37 из 43 слепых имелось изменение электрической активности в зрительной и других областях коры мозга, выражавшееся в угнетении альфа-ритма.

При повышении афферентации коры (при звуковых ритмических раздражениях, при движении слепого) альфа-ритм снова появлялся в разных участках коры.

А. О. Долин (1936), использовав так называемый фотохимический рефлекс, еще при жизни И. П. Павлова установил возможность «перекидывания» возбуждения со слуховой клетки коры на зрительную.

Б М. Тепловым и его сотрудниками (1957) выявлено, что при воздействии любых раздражителей, связанных с деятельностью первой и второй сигнальных систем, импульсы, приходящие в зрительную кору, обнаруживаются изменением чувствительности глаз.

Синхронное появление альфа-ритма во всех областях коры ослепших свидетельствует о функционировании у них всех межанализаторных связей и о приходе импульсов в затылочные области коры обходным путем. Наши исследования, однако, показали, что у слепых альфа-ритм лучше выражен в центральных и в лобных областях коры, в то время как у зрячих он, как правило, преобладает в затылочных областях. Очевидно, в связи с перестройкой афферентных систем наибольший приток импульсов отмечается в цен

тральных и других областях коры, а затылочные области в связи с прекращением или резким ослаблением афферентации с сетчатки глаза утрачивают свое первенствующее значение.

Большую роль в афферентации коры играют словесные раздражения. Регистрируемый при определенных функциональных состояниях альфа-ритм при воздействии словесных раздражителей («закрыть глаза», "открыть глаза) угнетается даже у тех слепых, которые утратили зрение очень давно. Под воздействием слова воспроизводятся сложные динамические системы ассоциативных связей, сформировавшиеся в индивидуальном развитии.

Данные исследований биоэлектрической активности мозга у слепых указывают на то, что в коре при отсутствии зрительных восприятий происходят сложные нейродинамические перестройки, имеющие компенсаторный характер. Однако эти перестройки не вносят каких-либо принципиально новых качественных изменений в анализаторную деятельность слепых. Они указывают лишь на то, что в процессе обучения и трудовой деятельности сложились новые приемы и способы восприятия действительности, в основе которых лежат измененные динамические системы связей.

Благодаря тонко дифференцированной деятельности анализаторов, носящей системный характер, слепые и в трудовых процессах широко используют афферентацию со слухового, кожного двигательного и других анализаторов. В зависимости от содержания деятельности тот или иной анализатор может выполнять ведущую роль. С помощью слуха слепые ориентируются при ходьбе, при выполнении рабочих движений, в быту. По различным шумам и звукам они судят о характере обрабатываемого материала, о различных неполадках в действии механизмов, приспособлений и машин, на которых они работают. Пользуясь звуковой индикацией при применении специальных приборов они опосредованно могут наблюдать разнообразные явления и процессы, которые зрячие воспринимают при помощи зрения.

С помощью осязания слепые читают и пишут по рельефной системе-Брайля, воспринимают и выполняют графические изображения, ориентируются в обрабатываемых материалах, измерительных приборах и инструментах, знакомятся с физико-техническими принципами устройства машин, на которых они работают. С помощью осязания обеспечивается самоконтроль их рабочих движений при выполнении различных видов ручного и машинного труда. Огромную роль осязание играет при занятиях слепых спортом. Значение осязания для процессов компенсации при слепоте было отмечено еще И. М. Сеченовым.

Компенсация слепоты осуществляется, следовательно:

  • путем выработки в процессе обучения и практической деятельности тонких дифференцировок в слуховом, кожном, двигательном и других анализаторах на основе образования временных связей;
  • путем расширения и привлечения афферентации (мало использующейся при наличии зрения) с различных анализаторов, выполняющих замещающую роль у слепых при выполнении тех или иных видов деятельности.
  • путем образования сложных динамических систем, связей, обеспечивающих выполнение той или иной конкретной деятельности.

У лиц, пользовавшихся ранее зрением, в динамические системы широко вовлекаются следовые зрительно-кинестезические связи, являющиеся физиологической основой использования прежнего опыта. Подкрепляясь ассоциативным путем, они усиливают осязательные и другие различения и являются важным фактором ориентации ослепших в окружающем мире.

Приемы и способы компенсации могут быть самыми разнообразными. Они изменяются в зависимости от содержания и условий конкретной познавательной и трудовой деятельности, в зависимости от средств педагогического воздействия в процессе обучения слепых.

Ведущую роль в процессах компенсации играют высшие психические процессы — мышление, речь и сознание человека, обусловленные социальными отношениями.

Трудовая подготовка и трудовое устройство слепых

Для подготовки к жизни и общественно-трудовой деятельности слепых в нашей стране имеется сеть специальных школ разных типов: девятилетние общеобразовательные трудовые, политехнические школы-интернаты, средние общеобразовательные школы-интернаты с профессионально-производственным обучением, вечерние и заочные школы, профессионально-технические школы, сельскохозяйственные профшколы, музыкальные училища, школы массажистов.

Профессионально-производственное обучение работающей на производстве незрячей молодежи обеспечивается путем проведения курсовых мероприятий по разным специальностям: путем организации индивидуального и бригадного ученичества. Учащиеся, имеющие достаточное зрение для свободной ориентировки в трудовых процессах, получают профессиональнотрудовую подготовку по окончании специальной девятилетней или средней школы в профессиональных учебных заведениях общего типа. В специальных общеобразовательных школах для слепых и школах для слабовидящих учащимся дается общее образование в объеме программ массовой школы, а также политехническая, профессионально-трудовая подготовка, нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

Специальные общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих готовят учащихся к жизни и трудовой деятельности. Среди окончивших специальные школы имеется много замечательных людей: организаторов и новаторов производства, квалифицированных рабочих, педагогов, музыкантов и др.

Слепые, успешно окончившие средние школы, могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения (на исторические, филологические, литературные, математические факультеты университетов, а также в педагогические институты по разным специальностям, в институты иностранных языков, журналистики и др.). Высокоодаренные музыкально слепые по окончании музыкальных училищ поступают на общих основаниях в консерватории.

Проведенные исследования и обобщение передового опыта школ позволили научно обосновать систему трудовой подготовки слепых, которая сейчас распространяется на все школы РСФСР.

Содержание, методы и организационные формы трудовой подготовки слепых обусловливаются требованиями технико-экономического развития производства, с одной стороны, возрастными и специфическими особенностями обучения и воспитания слепых, с другой.

Привлечение в процессе трудовой деятельности многообразных резервных возможностей компенсации позволяет слепым выполнять при определенных условиях сложные работы, не уступая при этом в производительности труда зрячим рабочим.

Приводим примерный список профессий машинного и ручного труда, которые можно рекомендовать для профессионально-трудовой подготовки и трудовой деятельности слепых (работа по перечисленным ниже профессиям предполагает наличие определенного вида оборудования).

  • Сверловщик (на вертикальных сверлильных станках, кроме радиальных). Работа производится с помощью закрепленных кондукторов.
  • Револьверщик (на настроенных револьверных станках с вертикальной осью головки и шпинделя до 25 мм).
  • Шлифовщик (на настроенных кругло-плоско-безнентровошлифовалкных станках).
  • Фрезеровщик (на настроенных станках с автоматизированным выключателем и отводом стола).
  • Резчик резьбы (на винторезных станках и вручную).
  • Токарь-оператор (на станках с высотой центра до 200 мм, при работе по упорам с точностью до 0,01 мм; измерение производится с помощью шаблонов, скоб и калибров и т. п.).
  • Штамповщик (на ручных и механических закрытых штампах).
  • Гвоздильщик (на настроенных полуавтоматах).
  • Строгальщик (на настроенных станках).
  • Станочник (на круглопильном станке).
  • Станочник (обслуживающий настроенные автоматы).
  • Волочильщик проволоки (на волочильном станке).
  • Набивщик пружин (на станке с приспособлением для набивки).
  • Гибщик (на ручных и механических прессах и ручных приспособлениях).
  • Давильщик (на давильных станках и на токарных с давильным устройством).
  • Фальцовщик на зигмашинах.
  • Намотчик секций и катушек на намоточных машинах.
  • Швейник (при шитье изделий с прямыми швами, с использованием направляющей рейки и нитковдевателя).
  • Столяр по изготовлению несложных изделий бытового обихода.
  • Токарь по дереву (на настроенных станках).
  • Резчик проволоки.
  • Наборщик в специальной типографии для печатания книг рельефным шрифтом.
  • Формовщик в гончарном производстве.
  • Слесарь-сборщик по сборке деталей небольших размеров.
  • Слесарь-монтажник (монтаж не очень сложных и не громоздких объектов).
  • Слесарь-сборщик и монтажер радиотехнического производства.
  • Картонажник (обработка ручным и машинным способом различных картонажных изделий).
  • Намотчик дросселей и секций антенн.
  • Сборщик различных изделий из пластмассы.
  • Станочник по обработке пластмассы.

Обязательными условиями производственного обучения и труда для слепых являются: строгое соблюдение правил техники безопасности и охраны труда; создание санитарно-гигиенических условий труда; создание условий облегчающих ориентировку слепых в производственной обстановке и при передвижении.

Слепые, работающие в специальных предприятиях, пользуются рядом льгот и преимуществ (6-часовой рабочий день, сниженное нормирование, увеличенные отпуска).

В области сельского хозяйства слепым доступны многие виды труда: яровизация зерна, очистка семян на веялке или триере, сортировка и протравливание семян, работа в парниках, огородные, садовые работы, уборка сена, силосование кормов, шинкование капусты, уборка пропашных культур, уборка и сушка табака, сушка ягод и плодов, уход за домашними животными, работа на сепараторе и др.

Большинство сельскохозяйственных работ выполняется не в одиночку, а группами. Участие слепых в сельскохозяйственных работах совместно со зрячими облегчает им ориентировку. Однако трудовое устройство слепых в сельском хозяйстве затруднено необходимостью постоянных передвижений работающего и перемещения орудий труда.

К числу противопоказанных профессий для профессионально-трудового обучения и трудоустройства слепых относятся:

  1. оказывающие вредное влияние на слуховой анализатор (профессии и виды труда, выполняемые в условиях вредного влияния на слух и др.);
  2. оказывающие вредное влияние на осязание (профессии и виды труда, выполняемые на холоде, при постоянном применении жидкостей, разъедающих кожу рук; работы, связанные с применением материалов и инструментов, травмирующих кожную поверхность пальцев);
  3. включающие воздействие токсических веществ на центральную нервную систему (использование при выполнении работ бензина, ртути, свинца, сероуглерода и др.);
  4. связанные с постоянным передвижением при выполнении работы;
  5. требующие частой самостоятельной наладки машин или станков;
  6. связанные с опасностью травматизма во время работы или при передвижении в цехах и других производственных помещениях;
  7. требующие зрительного контроля рабочих движений и зрительной ориентировки на рабочем месте и в цеху.

Трудовое устройство слепых обеспечивается в нашей стране органами социального обеспечения и местными отделами Общества слепых.

Основными предприятиями для трудового устройства инвалидов I и II группы по зрению являются специальные учебно-производственные предприятия Общества слепых. В настоящее время это общество имеет предприятия более 15 различных отраслей производств, которые выпускают более 400 разновидностей изделий.

В числе этих изделий имеются пускорегулирующие устройства и дроссели для люминесцентных ламп, электромоторы разной мощности, коммутаторные линзы, низковольтные трансформаторы, клеммные блоки, воздухоочистительные фильтры для грубой и тонкой очистки масла и топлива дизельных двигателей, шахтные сигналы, разного назначения электротехнические и радиотехнические изделия, слесарно-монтажный инструмент, детали для автомашин, тракторов, комбайнов, велосипедов и др.

Исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР (Г. Н. Роганов и др., 1946), показали, что для слепых наиболее доступен механизированный труд. Слепые работают на кузнечно-прессовом, металлорежущем, деревообрабатывающем, картонажном и другом механическом оборудовании и изготовляют изделия из разных материалов: металлов, пластмассы, дерева, картона, бумаги и др.

Наиболее эффективен труд слепых в массово-серийном, хорошо налаженном производстве с детальным разделением труда и с применением специализации на ограниченном количестве операций.

При этом должны иметься относительно постоянные условия производственной обстановки и закрепление за слепыми определенных рабочих мест, оборудования, инструментов, приспособлений и т. п.

Частые переключения слепых с одного вида труда на другой, изменения производственно-технических условий затрудняют усвоение трудовых навыков слепыми и снижают производительность их труда. Поэтому на предприятиях, где работают слепые, необходимо обеспечить их организационно-техническое обслуживание.

Для подготовки слепых к жизни, к труду и для включения их в общественно-трудовую деятельность необходимо широко использовать специальные приборы и аппараты, облегчающие и делающие безопасным их труд.

М. И. ЗЕМЦОВА

Посвящается моему деду, доктору Фролову В.М. (1939-2014) Не пользуйтесь материалами сайта без консультации специалиста!