Проверьте зрение за 5 минут, не отходя от компьютера →
Поделиться  →

Тифлотехника и ее значение для подготовки слепых к жизни и труду

Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем:

  1. уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения;
  2. создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых;
  3. расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве;
  4. сделать их труд высокопроизводительным и экономически эффективным;
  5. облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха. Тифлотехника имеет следующие основные разделы.

Школьная тифлотехника

Ее цель — обеспечить технические условия для общего, политехнического и профессионального образования и разностороннего развития умственных и физических способностей слепых детей и молодежи; повысить качество учебной работы (усовершенствовать содержание и методы обучения); снять ограничения в развитии предметной и пространственной ориентировки учащихся, повысить их самостоятельность и активность в учебной работе, изыскать технические средства для улучшения подготовки учащихся к жизни и труду.

Производственная тифлотехника

Ее задачи в основном заключаются в следующем: использование резервных возможностей для повышения производительности и экономической эффективности труда слепых; расширение профессий и видов квалифицированного труда, доступного для людей с полной или частичной утратой зрения, разработка различного рода ограждающих устройств, направляющих приспособлений, служащих для повышения производительности труда и обеспечения безопасности работающих.

Применение тифлотехники в производственных условиях дает возможность слепым освоить новые высокопроизводительные станки, машины, новые технологические процессы, что значительно расширяет диапазон профессий и видов труда для слепых в современном механизированном производстве.

Для этого необходима дальнейшая разработка различного рода приспособлений и устройств, облегчающих ориентировку слепых в производственных процессах, путем использования слуховой и других видов сигнализации.

Тифлотехника культурно-бытового назначения

направлена на расширение возможностей повышения культурного уровня и облегчения ориентировки слепых в быту. Большое значение для слепых имеют приборы, облегчающие ориентировку их при ходьба, особенно в условиях большого города, где приходится быстро реагировать на изменения окружающей обстановки.

Тифлотехника должна доставлять слепым информацию об окружающей действительности при помощи звуковых, тактильных, кинестезических и других сигналов, условно обозначающих объективные признаки и свойства предметов и явлений. По способам восприятия сигналов слепыми и назначению тифлоприборов последние можно разделить на три большие группы.

Приборы, основанные на замещении зрительных функций путем использования звуковых, кожных, кинестезических сигналов

Сюда относятся приборы для письма, для рельефного рисования и черчения; способы, повышающие скорость осязательного чтения, пишущие машинки, измерительные инструменты, измерительные счетные приборы, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; рельефные карты, схемы, таблицы и т. п. средства, обеспечивающие безопасность труда и облегчающие управление машинами и станками.

К ним относятся разнообразные приспособления, устройства для автоматической остановки станков, для облегчения установки и съемки обрабатываемых деталей, различного рода фиксаторы, направляющие, ограничители, позволяющие обрабатывать объекты при строго определенном их положении и соблюдать при этом необходимую точность обработки, например эксцентриковые зажимы. При этих условиях на одном и том же приспособлении слепой может собирать несколько изделий, не сходя с места и не транспортируя детали.

В этой области проделана большая работа Свердловской тифлотехни-ческой лабораторией Института дефектологии АПН РСФСР, Центральным научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР, Центральным конструкторским бюро Всероссийского общества слепых, Московской школой слепых и другими организациями.

Приборы, устройства и специальное оборудование, обеспечивающие усиление функций зрительного анализатора, охрану и рациональное использование остаточного зрения

Сюда относятся специальные осветительные установки для учебных помещений, специальные парты, классные доски, оборудование рабочих мест в учебных мастерских и на производстве, установки для искусственного освещения в соответствии с физиолого-гигиени-ческими нормативами освещения при различных типах аномалий зрения; различного рода проекторы, облегчающие дистантное восприятие предметов; простые и удобные для пользования приборы и устройства и приспособления для рассматривания небольших объектов, для подсвечивания карт, схем, таблиц при дистантном их восприятии учащимися; различные иллюстративные средства, предусматривающие упрощение фона, и . оптимальные величины изображений, яркость, контрастность, четкую расчлененность основных признаков и свойств демонстрируемых изображений; различные средства оптической коррекции, устройства для чтения книг со специальной оптикой, принадлежности для письма.

Для подготовки людей с остаточным зрением к труду необходима разработка различных измерительных приспособлений и приборов, усиливающих зрительные функции. Значительная работа в этом направлении ведется Государственным научно-исследовательским институтом глазных болезней имени Гельмгольца.

Радиоэлектронные приборы, основанные на замещении зрения при помощи устройств, преобразующих световую энергию в звуковую или механическую

К этим приборам относятся различного рода фотоэлектрические сигнализаторы контактного и дистантного действия. Эти приборы позволяют слепым при использовании специального кода звуковых или тактильных сигналов опосредованно воспринимать и наблюдать световые явления окружающей действительности.

В настоящее время эти приборы широко применяются в школах слепых при обучении физике, химии, биологии, географии и другим предметам. Приборы, основанные на применении электроники, обладают большим преимуществом. Они дают широкие возможности для дистантного наблюдения, отмечаются высокой чувствительностью, благодаря чему можно с их помощью определять малейшие изменения в светлотах, форме, величине, цвете и взаиморасположении предметов. Декодирование звуковых и тактильных сигналов при восприятии объектов, как показали исследования (М. А. Вербук, Ю. А. Кулагин, Р. С. Муратов, И. А. Соколянский, Я. Р. Фишелев и др.), не представляют для слепых особых трудностей. Слепые значительно легче, чем зрячие, усваивают условные коды звуковых, тактильных и вибрационных сигналов. При анализе условных сигналов огромную роль играют высшие психические процессы — речь и активная мыслительная деятельность. Они имеют решающее значение для развития приемов и способов опосредованной компенсации.

Использование электронных тифлоприборов для ориентировки слепых в производственных условиях является важной задачей. Поиски в этом направлении ведутся коллективом Свердловской тифлотехнической лаборатории (Р. С. Муратов, М. А. Вербук и др.). Большое значение эти приборы будут иметь для контроля, производственных процессов, сигнализации безопасности работы, регулирования основных технологических процессов и др.

При современных достижениях радиоэлектроники, механики, физики, химии и применении полупроводников тифлотехника может сыграть огромную роль в повышении культурного уровня слепых и в подготовке их к активному участию в социалистическом строительстве, в расширении доступных им профессий в современном механизированном производстве. Обогащение познавательной деятельности слепых, облегчение контроля и управления производственными процессами, создание технических условий для наблюдения действительности и самостоятельной ориентировки слепых в учебной работе при передвижении и при выполнении труда позволят значительно уменьшить ограничения, связанные со слепотой, и откроют новые широкие возможности совершенствования незрячих людей в самых разнообразных областях физического и умственного труда.

М. И. ЗЕМЦОВА

Посвящается моему деду, доктору Фролову В.М. (1939-2014) Не пользуйтесь материалами сайта без консультации специалиста!