СиСиБол
Синдромы, Симптомы, Болезни Справочники
Учебники
Интерактив
Несмотря на то, что в нашей стране медицина бесплатная, многие все же предпочитают платить деньги и наблюдаться в частной клинике.
Новый врач совершает обход:
— Здравствуйте. Чем болеете? — Геморрой. — А как вас лечат? — Вставляют трубочку, засыпают лекарство. — Пожелания есть какие-нибудь? — Нет. Переходит к следующему больному: — А у вас что? — Ангина. — Как лечат? — Вставляют трубочку, засыпают лекарство. — Пожелания? — Да, доктор, я бы хотел, чтобы лечение начинали с меня. |
Школьная и профессиональная миопияРаспространение миопии среди школьниковВо второй половине XIX века среди многих гигиенистов и офтальмологов утвердилось мнение, что устройство школ того времени оказывало вредное влияние на здоровье учащихся. Уже тогда возник термин «школьная миопия» для обозначения одного из последствий нерационального устройства школ. В 1867 г. Герман Кон (Н. Cohn) и в 1870 г. Ф. Ф. Эрисман опубликовали исследования рефракции глаз учащихся начальных и средних школ с обращением особого внимания на развитие и прогрессирование у них миопии. Кон нашел тогда в немецких городских элементарных (т. е. начальных) школах 6,7%, в реальных училищах 19,7%, а в гимназиях 26,2% близоруких среди осмотренных 10 060 школьников. Ф. Ф. Эрисман подверг критике методы исследования, применявшиеся Коном, доказав, что Кон не смог выявить очень многих учащихся со слабой степенью близорукости и поэтому его данные преуменьшены. Пользуясь весьма тщательно разработанной методикой, Ф. Ф. Эрисман исследовал в 15 петербургских гимназиях и школах 4358 учеников и нашел 1889 (43,3%) гиперметропов, 1132 (26,0%) эмметропов и 1317 (30,2%) миопов. У 20 учеников оказалась амблиопия. Ф. Ф. Эрисман показал, что: 1) нет ни одного класса, в котором не было бы страдающих миопией; 2) их число быстро увеличивается (от 13,6% в первом до 42,8% в выпускном классе); 3) в гимназиях число страдающих миопией увеличивается быстрее, чем в других школах; 4) встречаются классы, где три четверти учеников близорукие. Из полученных данных Эрисман сделал вывод, что прогрессирующая миопия у школьников является приобретенной в школе болезнью, приводящей к значительной потере зрительной функции. Близорукость у школьников имеет широкое распространение во всех странах мира. В некоторых странах близорукость у учащихся распространена особенно сильно. Например, в Японии [Сато (Sato, 1957)] число близоруких школьников с 1912 по 1937 г. увеличилось с 15 до 45%, а число близоруких студентов в университетах — до 70%. В Китае, по данным д-ра Сун-сына (1958), число близоруких школьников также весьма велико. В тех зарубежных странах, где на борьбу с миопией обращали серьезное внимание, отмечалось либо ее уменьшение среди школьников, либо отсутствие роста. В нашей стране число близоруких школьников было также велико, но постепенно оно уменьшалось, особенно после Великой Октябрьской социалистической революции. После Великой Отечественной войны Оптико-анатомическая структура миопических глаз у школьниковДетали строения миопических глаз школьников обычно исследователями, изучавшими школьную близорукость, не определялись. В их распоряжении были только данные о рефракции и (у некоторых исследователей) о состоянии глазного дна этих школьников. С развитием и усовершенствованием методов исследования [Чернинг (Tscherning); Рештон (Rushton); А. И. Дашевский] появилась возможность определить, что происходит с деталями строения глаз школьников при развитии у них близорукости. Многие авторы считали уже давно, что близорукость у школьников развивается вследствие перенапряжения аккомодационного аппарата глаза, приводящего сначала к ложной миопии, а затем к истинной. Против этого взгляда говорят данные изучения возрастных изменений оптической системы глаз школьников, полученные с помощью фотоофтальмометрического метода (А. И. Дашевский, 1956). Поэтому можно считать установленным, что изменение характера кривой длины оси (т. е. появление большого количества длинных ее вариантов) происходит в течение школьного периода жизни. Наиболее демонстративно это изменение иллюстрируется при рассмотрении оптико-анатомической структуры миопических глаз школьников А. И. Дашевский в 1956 г. опубликовал данные о структуре 69 близоруких глаз школьников Рис. 146. То же для глаз школьников Рис. 147. То же для глаз школьников Это означает, что эти глаза имеют шаровидную форму и отмечакщаяся в них миопия является биологическим вариантом, т. е. разновидностью эмметропии. Остальные миопические глаза располагались выше этой зоны — это глаза с несоразмерной рефракцией, у которых ось длинней, чем в эмметропических глазах с такой же преломляющей силой (осевая миопия). Оказалось, что в Деление миопии на оптическую (в шаровидных глазах) и осевую, или несоразмерную (в удлиненных глазах), помогает отчетливо уяснить характер происходящих в них структурных изменений. Разделив миопические глаза на шаровидные (оптическая миопия как разновидность эмметропии) и удлиненные (осевая миопия), А. И. Дашевский показал, как рефракционные кривые демонстрируют сущность структурных, изменений. Оказалось, что глаза с соразмерной рефракцией (шаровидные), т. е. с эмметропией и оптическими эмметропиями, располагаются по симметричной кривой для каждого школьного возраста (младшего, среднего и старшего). Зато осевые рефракции располагаются иначе, создавая асимметрию. Рис. 148. Две составные части рефракционной кривой глаз школьников Косая штриховка — количество глаз с осевой гиперметропией; горизонтальная — с эмметропией и оптической аметропией (т. е. биологические варианты). У первоклассников (рис. 148) имеется резко выраженное гиперметропическое «колено» и отсутствует миопическое. У учеников Приведенные дифференцированные рефракционные кривые весьма отчетливо характеризуют динамику изменений структуры глаз у школьников. Рефракционные кривые глаз школьников, учитывающие их анатомооптическую структуру, подтверждают взгляд Е. Ж. Трона, что объяснение асимметрии рефракционной кривой заключается в рассматривании ее как суммы двух кривых. Однако Е. Ж. Трон и другие исследователи не определили характера этих кривых. Гипотеза И. А. Дашевского о первичной и вторичной рефракции, как это видно из приведенных кривых, объясняет асимметрию рефракционной кривой в младшем возрасте за счет наличия растущих глаз с первичной осевой гиперметропией, а в старшем за счет появления глаз со вторичной осевой миопией. Оптико-анатомический анализ структуры глаз школьников приводит, таким образом, к следующим выводам:
Изменения в области соска зрительного нерва в миопических глазах школьниковИзменения глазного дна (конусы и стафиломы) Ф. Ф. Эрисман разделил на умеренные (ширина конуса не больше 1/4 диаметра соска зрительного нерва) и сильные (ширина конуса больше указанной величины) с хориоидальной атрофией. Сравнив эти же изменения со степенью миопии, Ф. Ф. Эрисман показал, что конусы становятся больше не только с увеличением школьного стажа, но и с повышением степени миопии (по материалам обследования 1245 школьников, страдающих миопией). Таким образом, можно сделать вывод, что конусы на глазном дне у школьников являются свидетельством растяжения заднего полушария глаз при переходе их шаровидной формы в удлиненную. Изменения мышечного равновесия глаз при развитии миопии у школьниковФ. Ф. Эрисман уделил большое внимание изменениям мышечного равновесия глаз у школьников при развитии у них миопии. Пользуясь весьма простой методикой исследований, он нашел у одной трети близоруких школьников недостаточность внутренних прямых мышц. (Приставлением призмы в 6° основанием кверху к одному из глаз вызывалась диплопия по вертикали (двоение пламени свечи). При экзофории изображение смещалось в сторону другого глаза (перекрестная диплопия) и другой призмой (основанием к носу) переводилось на вертикаль. Силой второй призмы определялась степень недостаточности внутренних прямых мышц.) Хотя эта недостаточность была найдена всего у 32,6% близоруких школьников, но зависимость ее от школьного стажа и степени миопии оказалась интересной. ![]() Рис. 149. Две составные части рефракционной кривой глаз школьников При стаже Такую связь Ф. Ф. Эрисман нашел даже между величиной конусов на глазном дне и недостаточностью внутренних мышц. С увеличением степени миопии, по наблюдениям Ф. Ф. Эрисмана, увеличивалась и степень недостаточности внутренних прямых мышц. Эти наблюдения Ф. Ф. Эрисмана впоследствии были подтверждены многими исследователями и практическими врачами (см. ниже). Нет сомнения в том, что исследование мышечного равновесия глаз при. миопии у школьников имеет весьма важное значение. А. И. ДАШЕВСКИЙ
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|