Проверьте зрение за 5 минут, не отходя от компьютера →

ИСТОРИЯ МАССАЖА

Начало и происхождение массажа теряется в глубокой древности. Ни один народ как в далеком прошлом, так и в настоящем не может себе одному приписать честь открытия и разработки методики массажа. Было бы неправильно утверждать, что массаж изобрели китайцы, индусы, греки или римляне. Начало знакомства человечества с массажем надо искать в истоках народной медицины. В своем стремлении излечить или облегчить страдания и болезни организма люди с незапамятных времен искали различные средства в окружающей их среде — в животном и растительном мире, в естественных факторах природы, используя воду, свет, движения. Первичным применением отдельных элементов массажа был, вероятно, инстинктивный жест облегчить ушибленные или пораженные недугами места при помощи поглаживания, растирания, разминания.

Филологические изыскания происхождения самого слова «массаж» показывают чрезвычайно древнее существование этого понятия.

Одни авторы считали, что слово «массаж» произошло от санскритского корня «makch», другие — от греческого слова «masso» (сжимать руками), третьи — от латинского «massa» (пристающее к пальцам), четвертые — от арабского «mass», или «masch» (нежно надавливать), пятые — от древнееврейского «машешь» (ощупывать).

Массаж как определенная лечебная дисциплина возникал наряду с другими видами народной медицины у всех народов и у всех племен. Например, на основании сведений о применении массажа народами, обитавшими на островах Тихого океана, очевидно, что массаж имел место в жизни первобытных народов.

В своем дневнике знаменитый русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай так описывает массаж туземцев в Новой Гвинее, который он наблюдал в 1871–1883 гг.

«Девочка подошла ко мне и, схватив обеими руками мою голову, стала сжимать ее периодически изо всех сил. Я предоставил свою голову в полное ее распоряжение.

Давление перешло в растирание кожи головы двумя пальцами, причем массажистка выдавливала растираемое место, насколько могла. Когда правая рука ее устала, она стала делать это левой, причем я заметил, что сила пальцев левой руки ее не уступала силе правой. Ощущение было приятное: я при этом как-то перестал чувствовать боль и даже не подумал о кокосовом масле и охре, которыми были смазаны ее руки».

По описанию путешественников, массаж в качестве лечебного средства применялся туземными знахарями различных племен Южной Африки. Этот массаж в ряде случаев напоминал жестокую пытку, но, по уверению массируемых, он приносил им облегчение.

Очень распространен массаж среди населения Индонезии. Еще до насильственной колонизации США Сандвичевых островов древнейшие обитатели их, канаки, пользовались массажем, известным под названием «ломи-ломи». Он применялся в форме общего и местного воздействия и состоял из разминающих приемов, раздавливания, трения и поглаживания.

Древнейшим литературным источником по массажу является книга «Конг-фу», написанная в Китае за 2698 лет до нашей эры. Высоко одаренный и культурный китайский народ, давший человечеству целый ряд великих изобретений (как компас, порох, способ изготовления бумаги, книгопечатание), придавал большое значение массажу как врачебному средству. В «Конг-фу» содержатся обширные трактаты о врачебной гимнастике, описаны различные способы дыхания, изображены на рисунках исходные положения тела, описана методика отдельных элементов массажа с указанием, в каких случаях применять поглаживания и растирания. Французский физиолог Дюжарден-Бомец, изучая «Конг-фу», писал: «Становясь на исключительно научную почву в вопросе о массаже, я могу сообщить, что самое точное описание видов массажа вы найдете в китайской книге «Конг-фу». Опережая на несколько столетий Европу, Китай в VI в. н. э. создал первый в мире высший медицинский институт для государственного систематического обучения студентов медицине со специализацией по различным заболеваниям. В этом институте специально преподавался массаж.

В XVI в. в Китае вышла в 64 томах энциклопедия под названием «Сан-Тсай-Ту-Госи». В этой энциклопедии подробно описаны такие элементы, как растирание, разминание, поколачивание, вибрации, пассивные движения.

До последнего времени почти во всех провинциях Китая существуют врачебно-гимнастические школы и учреждения, в которых воспитываются врачи — «таосее». Они изучают массаж и врачебную гимнастику. В этих же врачебно-гимнастических учреждениях лечатся многочисленные больные, страдающие различными поражениями костно-мышечного аппарата.

В 1844 г. были переведены три индусские книги «Аюр-Веды» («Знание жизни»), написанные за 1600 лет до нашей эры. В одной из книг, носящей название «Аюр-Веды Хараки», подробно изложены приемы лечебной гимнастики и массажа, в особенности растирание. В другой книге — «Сушруты» — еще более подробно говорится о растираниях и давлениях (разминаниях). Оба источника составлены кастой браминов.

В течение многих тысячелетий брамины использовали знание массажа с целью эксплуатации населения, объясняя положительное влияние массажных манипуляций при различных заболеваниях влиянием божества.

Рис. 1. Папирус, изображающий применение массажа в древнем Египте

На алебастровом рельефе, найденном во дворце ассирийского царя Санхериба в Ниневии, а также на некоторых египетских папирусах обнаружены изображения различных массажных манипуляций, подтверждающих предположения, что ассирийцы, персы, египтяне и другие народы древности были знакомы с массажем и применяли его с различными, чаще всего с лечебными, целями.

Особенно интересны египетские изображения массажа среди воинов, опубликованные в 1841 г. На рисунках ясно представлены приемы растирания стопы, поглаживание икроножной мышцы, поколачивание спинных и ягодичных мышц. Есть основание предполагать, что массаж принят был среди египетских солдат как средство ухода за своим телом (рис. 1).

Массаж вместе с растираниями (умащиванием) тела маслом и мазями и широким пользованием баней перешел из Египта в классическую Элладу. Еще Гомер описывал, как Цирцея развлекала Одиссея в бане, умащивая его тело маслом и натирая мазями. Греческие бани были посвящены Геркулесу. Это обстоятельство указывает отчасти на то, что употребление их было связано с телесными упражнениями.

Греция, которой принадлежит почетная роль в истории развития физического воспитания, первая начала широко применять массаж при различных видах телесных упражнений. Искусство массажа стало достоянием всего населения. В системе физического воспитания, проводившегося в строгой последовательности и возрастающей трудности и начинавшегося для мальчиков с 7-летнего возраста, параллельно использовались и различные гигиенические мероприятия, которые заключались в купаниях, обтирании тела водой, растирании его маслом, обсыпании песком и, наконец, в массаже.

Римский историк Курций писал: «В то время как умственное образование юношества предоставлено было родителям, общественные гимназии заботились о телесном развитии, потому что с точки зрения общественного блага самой важной целью воспитания было возрастить для государства новое поколение, состоящее из сильных, красивых, смелых и ловких юношей».

Древние греки для этой цели имели опытных специалистов «педотрибов», или учителей гимнастики, обладавших большим опытом в массировании.

Греческие спортсмены перед состязаниями отдавались в руки педотрибов, которые их купали, натирали, смазывали и посыпали мельчайшим песком, часто привозимым издалека, с берегов Нила. После состязания снова применялись растирания.

О физиологическом значении массажа, особенно о его практическом применении в спорте, говорили и писали знаменитые врачи Греции: Геродикос, Гиппократ, Демокрит (провозгласивший знаменитый афоризм «В здоровом теле — здоровый дух»). Величайшие поэты Эллады — Гомер, Пиндар и другие— упоминают в своих творениях о положительном влиянии массажа.

Первым из греческих врачей, начавшим пропагандировать гимнастику и массаж (среди больных и здоровых), был Геродикос, проживший около 100 лет. Он сам проделывал телесные упражнения и ежедневно массировался.

Его ученик Гиппократ и другие врачи Эллады знали применение массажа не только в спорте, но и при различных болезненных состояниях организма. Гиппократ писал: «Врач должен быть опытен во многих вещах и, между прочим, в массаже».

Не без основания указывают разные авторы, что история лечебного массажа начинается со времен Эллады. В свою очередь, и мы могли бы сказать, что история спортивного массажа своими истоками имеет также систему физического воспитания классической Греции.

В древней Греции начали широко применять массаж при различных видах физических упражнений. Искусство массажа стало достоянием не только молодежи, занимавшейся спортом, но и остального греческого населения, которое в то время представляло в своей основе класс рабовладельцев, жестоко эксплуатировавший покоренные, обращенные в рабство народы. Рабы не имели права заниматься спортивными упражнениями и массироваться.

Греческие врачи и гимнасты придавали большое значение массажу в быту, в медицине и спорте, используя при этом почти все массажные приемы.

Римская империя, подчинившая своему влиянию тогдашний Восток и Запад, вместе с толпами греческих рабов, ученых, художников, врачей, гимнастов заимствовала от Греции различные виды искусства и знания, а в числе их и искусство массажа.

История сохранила нам ряд имен величайших римских врачей, способствовавших дальнейшей эволюции массажа как в системе физического воспитания, так и в медицине.

Известнейшим из врачей того времени был Асклепиад (жил в конце второго и в начале первого столетия до нашей эры). Он ревностно пропагандировал воздержание от пищи и питья, предписывая массаж (растирание всего тела), активные и пассивные движения. Знаменитый римский писатель Плиний писал о нем: «Простота этого учения, легкость его применения служат верным ручательством его истинности; одобрение, которое он сыскал этим учением, было так велико, что на него смотрели, как на посланника неба».

Асклепиад делил массаж на сухой и с маслом, на сильный и слабый, продолжительный и кратковременный. Он же являлся инициатором создания вибрационного массажа.

Одним из замечательнейших врачей Рима после Асклепиада, который много писал о массаже, был Цельз. Во второй книге своего трактата «Octo libri de medicina» он с увлечением описывает «растирания и пассивные движения тела». Цельз рекомендовал растирания для удаления отложений и выпотов в тканях и особенно для успокоения болей.

Знаменитый Клавдий Гален, главный врач школы гладиаторов в Пергаме (живший в 131–201 гг. нашей эры), установил девять видов массажа. Он описал методику поглаживания, растирания и разминания мышц. Римляне вообще придавали большое значение растираниям всего тела, и их врачи пропагандировали этот прием массажа в своей повседневной жизни. Вот как описывает Гален методику растираний: «Сняв платье с больного, тело его растирают сукном, затем маслом. Когда кожа вследствие нежного трения слегка покраснеет, начинают растирать сильнее и голой рукой покрытое маслом тело, но не слишком сильно и не слишком слабо, чтобы довести тело до расслабления или изнеможения; у сильных молодых людей трение может быть сильнее.

Трение производится затем сильными руками в различных направлениях: сверху вниз, снизу вверх, поперек, горизонтально».

Гален подробно разработал различные показания для утреннего и для вечернего массажа.

Римляне, подобно грекам, ввели массаж в систему своего физического воспитания, в армию. Плутарх в жизнеописании Юлия Цезаря упоминает, что великий полководец Рима заставлял рабов массировать себя.

Характерным показателем процветания массажа в древнем Риме является следующий неоднократно описанный факт. Однажды во время путешествия император Адриан обратил внимание на одного инвалида, который тер свою спину о мраморную колонну открытой бани. «Почему ты растираешь сам себя?» — спросил Адриан. «У меня нет рабов, которые могли бы меня растирать», — ответил инвалид. Адриан в воздание прошлых заслуг старого солдата подарил ему двух рабов и назначил достаточную пенсию. На обратном пути, проезжая опять мимо этой бани, Адриан увидел огромную толпу людей, которая терлась о колонны. На его вопрос, что они делают, он получил такой же ответ, как и от инвалида. На этот раз Адриан посоветовал им растирать друг друга.

Римляне умели различать тренировочный массаж от восстанавливающего. Они прибегали к методу назначения предварительных массирующих приемов перед выступлениями на арене, широко используя вместе с массажем умащивание тела маслом, купание, растирание песком.

С общим падением нравов в Риме массаж перешел главным образом в бани и стал служить уже другим целям.

В средние века, когда человеческая мысль была скована догмами христианской церкви, а идеалом жизни, по учению католицизма, являлся аскетизм, культура тела, а с нею и массаж были преданы забвению. Только одни арабы, не забывая искусства древних народов, продолжали применять массаж с разными целями.

В трудах выдающегося таджикского философа, ученого и писателя Авиценны (Ибн-Сины), долгое время жившего в Аравии, имеются подробные указания на арабском языке о применении некоторых элементов массажа в медицине. Завоевания арабов, широкое использование ими воды, связанное с обрядами магометанской религии, повсеместное распространение бань на Востоке — все способствовало тому, что массаж стал применяться во всех странах, соседних с Аравией. В Турции, Персии, Хиве, Бухаре массирование сосредоточивалось в общественных банях.

Методика массажа на Востоке резко отличалась от методики в древней Элладе и Риме. Некоторое представление о восточном массаже могут дать иллюстрации, показывающие работу массажистов в тбилисских (тифлисских) банях 80-х годов прошлого столетия (рис. 2, 3).

Рис. 2. Восточный массаж. Растирания трапециевидной мышцы

Рис. 3. Восточный массаж. Пассивные движения в коленных суставах

Восточные специалисты в равной мере работали и руками и ногами, уделяя главное внимание растираниям, пассивным и активно-пассивным движениям в суставах.

К сожалению, до сих пор еще мало уделяется внимания изучению и практическому использованию в спорте приемов восточного массажа, сохранившегося в Грузии, Азербайджане и Узбекистане, несмотря на его большую эффективность.

А. С. Пушкин оставил нам яркое, красочное описание массажа, который он испытал на самом себе в тифлисской бане в 1829 г. во время поездки в Арзрум (Эрзерум). Вот что писал великий поэт. «Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине в присядку, е sempre bene.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое; горячее мыло обливает вас как воздух! N. В: шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония». (А.С. Пушкин. Собрание сочинений в одном томе. Государственное издательство художественной литературы. М., 1949 г., стр. 853.)

Генерал Н.Н. Муравьев-Карский, победитель турок на Кавказе, в таких словах описывает восточный массаж: «Вышедши (из воды), я велел банщику мыть себя и ломать по их обыкновению. Они сие чрезвычайно ловки делать, всячески коверкуют, так что ребра и все кости трещат; стучат тебя кулаками и, положа на спину, прыгают на ноги и на грудь и спалзывают на пятках по мокрому телу. Я держал свои кулаки в готовности, чтобы истребить банщика, если меня ушибет; но они так проворно и ловко сие делают, что я только мог хохотать с товарищами» («Русский архив», 1880).

С большим одобрением отзывался о тбилисских банях и М. Ю. Лермонтов.

Описанные А. С. Пушкиным и Н. Н. Муравьевым-Карским приемы и до настоящего времени составляют сущность местного массажа, применяемого на советском Востоке.

Среди древних славянских племен большим признанием пользовались купание в банях и растирающие приемы по всему телу вместе с похлопыванием и легким стеганием по телу вениками, сделанными из березовых, кленовых или дубовых листьев. Этот древний славянский обычай массажа тела с использованием раздражения кожи при помощи воздействия на нее ударов травянистыми вениками сохранился и до нашего времени не только среди населения Советского Союза, но и в Польше, Чехословакии, Болгарии. Растирание, поглаживание и похлопывание достигало большого совершенства у древних славян, независимо от всяких влияний со стороны греков и римлян.

Наши предки с успехом разминали суставы и другие части тела, втирая в них различные мази и особые раздражающие вещества из трав, сваренных на масле или смешанных с медвежьим, волчьим или каким-либо другим жиром.

В древней Руси простые элементы массажа целесообразно использовались при лечении ревматических болей и при травмах различными знахарями и костоправами.

В истории развития массажа следует отметить особенности массажа у финнов и карелов, у которых он с давних времен широко распространен среди народных масс. О применении карелами массажа поется в народном героическом эпосе «Калевала». Массаж здесь является таким же древним народным «обычаем», как и у славянских народов.

Есть основание полагать, что отдельные приемы массажа у финнов создавались под непосредственным влиянием новгородцев. Известно, что новгородцы, как и все славяне, применяли разминания, растирания всего тела после горячей бани.

Приемы массажа у финнов характеризуются своими особенностями и своей методикой. Отдельные элементы и приемы этого массажа включены нами во второй вариант, дополняющий основную систему советского спортивного массажа.

Идеалы христианства не могли способствовать повсеместному развитию и распространению массажа, как и любой системы физического воспитания в Европе. Медицина и другие области знания находились в руках разных шарлатанов и цирюльников. Представители науки блуждали в дебрях алхимии, бредили жизненным эликсиром, мечтали найти философский камень. Только с появлением работ по анатомии Мондино де Сиуччи, Бертуччио и Пиетро Егилата, относящихся к XIV и XV вв., начало пробуждаться внимание к врачебной гимнастике и массажу.

Это внимание усилилось после опубликования работ знаменитого анатома Везалиуса (ум. в 1565 г.); трактата о сохранении здоровья и достижении глубокой старости, принадлежащего перу Антониуса Гази из Падуи (ум. в 1526 г.); книги о движении, покое, а также о пользе растирания тела, написанной Симфориусом Шампие (ум. в 1539 г.).

Нельзя не указать на авторитетное внимание к массажу знаменитого философа Бэкона Веруламского (ум. в 1626 г.), Фукса из Тюбингена (ум. в 1565 г.), написавшего обстоятельное исследование о массаже, а также Проспера Альпинуса (ум. в 1591 г.) — автора «Египетской медицины», также много писавшего о применении массажа в медицине.

Каждое столетие выдвигало отдельные имена выдающихся ученых, настойчиво указывавших на забытое средство прошедших тысячелетий, оценку которого находили в творениях великих врачей Эллады и Рима.

В XVI столетии знаменитый Меркуриалис собрал всю имевшуюся до того времени литературу по массажу и врачебной гимнастике в своем известном сочинении «De arte gymnastica» (1575 г.), т. е. «Искусство гимнастики». Меркуриалис воскресил внимание к растираниям тела, пользовавшимся большим почетом у древних народов. Он описал три вида растираний: слабое, сильное и среднее, снабдив свою книгу показательными рисунками.

В 1630 г. вышла книга Борелли «De motu animalium», т. е. «Движение животных». Обе книги оказали большое влияние на мировоззрение ряда поколений. Вместо таинственных толкований о причинах заболеваний организма человека эти явления (причины) начали объяснять физиологическими процессами, изучая естественные и искусственно возникающие болезненные симптомы.

История массажа в XVIII столетии соединена с именами четырех крупнейших авторитетов того времени: Гоффмана, Андри, Фуллера и Тиссо.

Перу Гоффмана (ум. в 1742 г.) принадлежат девять книг обширного труда «Радикальное указание, как человек должен поступать, чтобы избежать ранней смерти и всевозможных болезней». Гоффман пропагандировал в них, как и врачи глубокой древности, массаж, и главным образом растирания.

Еще большее значение приобрели работы французского хирурга Андре, который всю свою жизнь вел борьбу за внедрение в хирургию врачебной гимнастики и массажа. Можно сказать, что Андре положил начало внедрению массажа и в ортопедию.

Дальнейшему развитию массажа много способствовал выход в свет в 1750 г. большого труда Фуллера по гимнастике и массажу (Medicina gymnastic) и особенно выступление в печати клинициста XVIII столетия Тиссо. В своем капитальном труде «Gymnastigue medicale et chirurgiare» (1780 г.) он особенно подробно останавливался на значении растираний для организма человека. «Растирание есть другое врачебное средство, — писал он, — которым мы не можем пренебрегать. Если каждое утро, лежа в постели на спине и приподняв немного согнутые в коленях ноги, растирать себе желудок и живот куском фланели, то этим увеличиваются перистальтические движения во всех кишках брюшной полости... Если трут все тело, то способствуют испарению и кровообращению. Древние, которые знали всю выгоду растирания, употребляли его не только как врачебное средство, но оно было, так сказать, их повседневным средством для сохранения здоровья». Тиссо рекомендовал два рода растираний: сухое и влажное. Во второй части своего сочинения он приводит обширную статистику о благоприятных исходах, полученных знаменитыми хирургами его времени, употреблявшими массаж.

Можно отметить, что в сравнении с расцветом массажа в классической Элладе и Риме, где он прочно входил в быт, медицину, спорт и армию, в период средневековья и вплоть до XIX столетия не было интереса к развитию и внедрению массажа в жизнь европейских народов. Массаж медленно внедрялся в медицину и являлся достоянием ограниченного круга ученых своего времени, оставаясь, таким образом, в стороне от развития физического воспитания в европейских странах. Излюбленным приемом тогда было растирание.

Привлечению внимания к гимнастике и массажу способствовал творец известной «шведской» гимнастической системы Петр Генрих Линг (1776— 1839 гг.). Отличаясь знаниями творений древних греков, римлян и китайцев («Конг-фу»), Линг в течение всей своей жизни поглощен был только одной мыслью: построить свои наблюдения на широком материале и на основании полученных результатов дать проверенную методику движений. Итогом всей его жизни явилось большое сочинение «Общие основы гимнастики», над которым он работал с 1834 г. до самой смерти. Здесь он излагает свою систему гимнастики. Постоянное утверждение Линга, что «гармоническое развитие органов человеческого тела есть главная основа воспитания юношества и народа», проникнуто духом классической Эллады. По мнению творца шведской гимнастической системы, «массаж является составной частью всевозможных видов движения, оказывающих свое благотворное влияние на человеческий организм». Своим трудом Линг оказал большое Влияние на развитие массажа в Европе.

На основе древнего классического массажа, используя приемы китайцев, индусов, греков и римлян, Линг создал систему шведского врачебного массажа, используемого при некоторых патологических состояниях. Работы Линга были в свое время подвергнуты суровой критике немецким физиологом Дюбуа-Рай-моном и П. Ф. Лесгафтом, как работы дилетантские, поскольку он не являлся ни физиологом, ни медиком.

Ряд авторов не без основания указывает, что развитие массажа и его общее признание в Европе многим обязано французам. В 1853 г. появились в свет работы французского хирурга Бонне, в которых он описывал многочисленные случаи успешного лечения болезней суставов при помощи массажа. Призывы Бонне к обязательному применению массажа в медицине нашли ревностную поддержку среди других клиницистов Франции — у Труссо, Шарко, Пидо, Шарля Лонде и др. Литература середины XIX в. начинает заполняться статьями и монографиями о значении массажа не только во Франции, но и в Германии (Бильрот, Эсмарх, Эйленбург, Ланденбек и др.) и в Англии (Барклай, Бальфур и др.).

Но, несмотря на общее внимание европейских авторитетов к массажу, эпоха его блестящего развития наступает только с 70-х годов прошлого столетия. К этому времени было положено основание научному объяснению влияния массажа на организм человека, разработана его физиология, приведены в строгую систему приемы, установлены показания и противопоказания. Метцгер, а также Лассар и Заблудовский положили начало опытной физиологии массажа. Шведский массажист Брандт основал гинекологический массаж.

Огромное внимание к массажу, постановка научного эксперимента и наблюдений над действием отдельных элементов массажа на различные стороны (функции) организма позволили науке освободиться в известной степени от грубого эмпиризма и создать из массажа один из лучших методов восстановления здоровья.

В создании современного метода массажа русским ученым принадлежит огромная роль. Русскими врачами была проделана большая работа еще в прошлом столетии не только в области физиологического обоснования общего действия массажа на организм человека, но и созданы отдельные приемы массажа в соответствии с их практической пригодностью в каждом отдельном случае, расширены показания и противопоказания к назначению массажа.

Еще до появления в свет шведской гимнастической системы и шведского врачебного массажа отец русской терапевтической школы М. Я. Мудров, придавая большое профилактическое значение движениям и физическому труду, горячо пропагандировал водолечение и массаж в форме растирания и поглаживаний.

Исключительно важное значение в мировой науке о физиологии массажа приобрели труды русского ученого, приват-доцента Военно-Медицинской Академии в Петербурге И. З. Заблудовского, который впоследствии эмигрировал от полицейских преследований в Германию и возглавил в Берлинском университете кафедру массажа. Ни один из европейских авторов не сделал так много в разработке методологии массажа, а также разрешении проблемы физиологического обоснования массажа в терапии, хирургии и в спорте, как И. З. Заблудовский. Он еще в 1882 г. написал диссертацию «Материалы к вопросу о действии массажа на здоровых людей» и выпустил на протяжении 25 лет свыше ста различных работ, учебников, монографий, посвященных обоснованию и методике массажа. Можно смело сказать, что Заблудовский явился отцом современного массажа. Он критически отнесся к дилетантским работам Линга и ввел в массаж ряд приемов, получивших распространение во всем мире (например, двойные кольцевые разминания, круговые и др.).

Очень много работ было написано русскими учеными о применении массажа в гинекологии. Только они дали глубокое научное обоснование значения массажа в гинекологии.

Особенно ценные работы в этой области принадлежали сотрудникам петербургского Клинического института: Д. О. Отт («Массаж и гимнастика как лечебный способ при болезнях женской половой сферы»), А. И. Никольскому («Лечение женских болезней по способу Брандта»), Н. И. Рачинскому («Массаж и гимнастика при женских болезнях») и др. Из московской гинекологической клиники В. Ф. Снегирева вышла большая работа М. М. Ремизова «Массаж в гинекологии», из гинекологической клиники проф. Славинского выпущен труд Семянникова «О применении массажа в гинекологии». Следует указать на статьи и монографии но гинекологическому массажу Паргамина, Губарева, Виноградовой-Лукитской, Яхонтова и др.

В 1888 г. на 3-м съезде общества русских врачей в память Пирогова гинекологическому массажу посвящено было целое заседание секции акушерства и женских болезней. Материалы этого заседания явились ценным вкладом в науку о массаже.

Через шесть лет, на 5-м съезде общества русских врачей, в намять Пирогова вновь были поставлены и обсуждались доклады но использованию гинекологического массажа в крестьянской земско-врачебной практике.

Заслуга введения в офтальмологию вибрационного массажа принадлежит русским ученым Маклакову и Снегиреву. В 1899 г. Снегирев выпустил свою диссертацию, построенную на обширном экспериментальном и клиническом исследовании: «О вибрационном массаже в офтальмологии».

О применении массажа в глазной практике писали известный харьковский профессор Гиршман («О применении массажа при глазных болезнях»), Мигай («Об употреблении и значении массажа в болезнях глаз»), Воскресенский, Епинатьев и др.

Из клиники профессора Манассеина вышла классическая работа доктора Гопадзе «Влияние массажа на азотистый обмен и усвоение азотистых частей пищи», доктора Кияновского «Материалы к учению о массаже живота, влияние его на усвоение азота и жиров пищи, на азотистый обмен у здоровых людей».

Оригинальную работу об использовании массажа в сочетании с токами д’Арсонваля написала А. И. Боброва («Антокондукция и часто переменные токи Тесла-д’Арсонваля в массаже», 1901 г.). Ценные работы и указания по вопросам применения массажа при различных заболеваниях были сделаны Тархановым, Бехтеревым, Боткиным, Остроумовым, Штанге, Соловьевым, Чичаевым и многими другими.

Работы русских ученых внесли много нового в методику массажа, в организацию работы по массажу, в подбор самих элементов массажа. В ряде случаев эти работы являлись ведущими, оригинальными, самостоятельными, как, например, работы Заблудовского, Маклакова, Штанге, Снегирева, и получали широкое признание. Представители русской науки освобождали массаж от дилетантизма Линга и его последователей, давали научное объяснение его влиянию на организм человека. Последним целям служили клиники университетских городов, научно-исследовательские лаборатории, а также механо-терапевтические учреждения или институты в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Томске, Одессе, Тифлисе и в других городах России.

Массаж начали применять в клиниках, в больницах, в косметических кабинетах.

Несмотря на популярность массажа и на его общее признание, пользоваться им могли только богатые слои населения, но отнюдь не широкие массы. О широком внедрении массажа в русский спорт в дореволюционное время не могло быть и речи.

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда основной задачей здравоохранения стало медицинское обслуживание широких народных масс, область применения массажа чрезвычайно расширилась. Массаж начали применять не только в республиканских больницах, клиниках, поликлиниках, амбулаториях, но и на курортах и в санаториях, где им пользуются многие тысячи больных, а также и в домах отдыха для некоторых категорий отдыхающих (нервные, желудочно-кишечные, страдающие нарушением обмена веществ).

Верные традициям отечественной науки, опираясь на учение Сеченова-Павлова, советские ученые внесли много нового в физиологию массажа.

Работы Павлова и его школы, а также Быкова с сотрудниками по-новому осветили воздействие массажных манипуляций на организм.

Над вопросами понимания механизма действия массажа на организм человека, над методическими и организационными вопросами по использованию его в клинической и амбулаторной обстановке работали А. Щербак, А. Киричинский, А. Вербов, В. Васильева, В. Стасенков, И. Саркизов-Серазини и др.

Работы советских ученых не только способствовали дальнейшему распространению массажа в Советском Союзе, но и расширили наши знания в области лечения различных заболеваний с помощью массажа.

Преподавание лечебного массажа ввели в обязательном порядке в медицинские техникумы, а спортивного массажа — в техникумы и институты физической культуры.

Особенно широко распространен был массаж во время Великой Отечественной войны в связи с лечением травм военного времени. Были подготовлены тысячи новых работников по массажу для госпиталей, а также и для других лечебных организаций. Подготовкой новых специалистов занимались работники крупнейших госпиталей, различных институтов, в том числе и кафедра лечебной физкультуры при Центральном институте физической культуры.

Великая Отечественная война убедительно доказала, каким могучим средством является массаж в руках опытных методистов при лечении и восстановлении функций травмированных органов в сочетании с лечебной физкультурой.

Посвящается моему деду, доктору Фролову В.М. (1939-2014) Не пользуйтесь материалами сайта без консультации специалиста!